Ликвидация эксплуататорских классов


Ликвидация эксплуататорских классов

главная социальная задача революции социалистической и переходного периода от капитализма к социализму, важнейшая составная часть процесса полного уничтожения классов, построения бесклассового общества. Она означает экспроприацию, изъятие у эксплуататорских классов принадлежащих им средств производства, передачу в общественную собственность и тем самым уничтожение их как классов, монопольно владеющих данными средствами общественного производства. По словам Энгельса, «как только наша партия овладеет государственной властью, ей надо будет просто экспроприировать крупных землевладельцев, точно так же как промышленных фабрикантов» (т. 22, с. 523). Следовательно, Л. э. к. есть прежде всего социально-экономическое мероприятие, а не физическое уничтожение самих владельцев собственности. Чтобы эксплуататоры перестали существовать как класс, они должны быть лишены не только средств экономического господства, но и политической власти, господствующих позиций в политической области, так же как и в области идеологии, культуры, образования, духовной жизни.

Социалистическая революция конкретно решает вопрос об уничтожении двух эксплуататорских классов: капиталистов (включая кулачество) и помещиков, феодалов, латифундистов. Численность и влияние этих эксплуататорских классов обусловливаются степенью социально-экономического развития страны накануне революции. Чем ниже в стране уровень развития капитализма, тем большей силой, позициями, удельным весом обладает класс помещиков. В России до революции помещики продолжали существовать как отдельный класс. В странах с более высоким уровнем развития капитализма класс феодалов обуржуазивается и, находясь в тесном союзе с буржуазией, во многом переплетается, сливается с ней.

Этапы ликвидации разных слоев эксплуататорских классов обусловлены прежде всего тем, каким объемом средств производства и в каких масштабах они владеют. В первую очередь изымается, как правило, наиболее крупная собственность — помещиков, латифундистов, капиталистических монополий (в СССР уже на второй день революции, 8 ноября 1917 г., Декретом о земле отменялась помещичья собственность на землю), одновременно или затем — крупная частнокапиталистическая собственность. На последующих этапах экспроприируется собственность средних и мелких капиталистов города и деревни (кулачества). Сами методы изъятия частной собственности и превращения ее в общественную различны. Это происходит то в форме конфискации, т. е. изъятия без всякого возмещения ее стоимости прежним владельцам, то в форме выкупа — определенного возмещения этой стоимости. «Произойдет ли эта экспроприация с выкупом или без него, — писал Энгельс, — будет зависеть большей частью не от нас, а от тех обстоятельств, при которых мы придем к власти, а также, в частности, и от поведения самих господ крупных землевладельцев. Мы вовсе не считаем, что выкуп недопустим ни при каких обстоятельствах; Маркс высказывал мне — и как часто! — свое мнение, что для нас было бы всего дешевле, если бы мы могли откупиться от всей этой банды» (т. 22, с. 523). Конфискация применялась в СССР, что было обусловлено прежде всего сопротивлением эксплуататорских классов; определенная компенсация изъятой собственности практиковалась в Болгарии, Венгрии, ГДР, СРВ, Чехословакии и других социалистических странах.

Л. э. к. совершается в ходе классовой борьбы трудящихся с эксплуататорами по принципу «кто — кого». Острота, ожесточенность этой борьбы определяются в первую очередь степенью сопротивления свергнутых классов, которые нередко надеются на реставрацию эксплуататорских порядков. В СССР классовая борьба с эксплуататорами именно из-за характера их сопротивления была наиболее острой. Менее ожесточенной она была в других социалистических странах, здесь с меньшей остротой, с меньшим применением мер насилия осуществлялась и ликвидация кулачества как класса. Этому способствовала не только намного возросшая мощь социализма, но и уже накопленный опыт Л. э. к. После того как эксплуататорские классы перестают существовать, перед их представителями открывается дорога превращения в трудящихся. Если наиболее ожесточенные из них (как это было в СССР и некоторых других странах) эмигрируют в капиталистические страны, чтобы продолжать классовую борьбу против социалистических государств, то многие оставшиеся представители эксплуататорских классов перевоспитываются рабочим классом, включаются в общественно полезную деятельность. Ленин говорил, что «отдельных капиталистов и даже большинство капиталистов пролетариат не только не намерен «раздевать»... не только не намерен лишать «всего», а, напротив, намерен приставить к полезному и почетному делу — под контролем самих рабочих» (т. 32, с. 110). Патриотически настроенным, лояльно относящимся к рабоче-крестьянской власти собственникам (не говоря уже о сочувствующих и прогрессивных элементах из буржуазии) социализм предоставляет широкую возможность созидательной деятельности на пользу общества (см. также Классовая борьба в переходный период; Государственный капитализм).


Научный коммунизм: Словарь. — М.: Политиздат. . 1983.

Смотреть что такое "Ликвидация эксплуататорских классов" в других словарях:

  • КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА — Подлинно науч. понимание природы социального расчленения общества, определение сущности обществ. классов и клас. борьбы дает марксизм ленинизм. Характеризуя клас. деление в эксплуататорском обществе и вырабатывая науч. определение классов, В. И.… …   Советская историческая энциклопедия

  • СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО — – государство нового, высшего типа, возникающее в результате победы социалистической революции и слома эксплуататорского государственного аппарата. С. г. является по своей сущности диктатурой пролетариата (см.) и имеет своим назначением… …   Советский юридический словарь

  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ УМСТВЕННЫМ И ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ —         противоположность интересов людей, занятых физич. трудом и умств. трудом. П. м. у. и ф. т. возникла на той ступени развития обществ. разделения труда, когда утвердилось господство частной собственности и появились антагонистич. классы, т …   Философская энциклопедия

  • Социализм — (франц. socialisme, от лат. socialis общественный)         1) первая фаза коммунистической формации. Экономическую основу С. составляет общественную собственность на средства производства, политическую основу власть трудящихся масс при… …   Большая советская энциклопедия

  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — или материалистическое понимание истории марксистская философия истории и социология. В 20 в. И.м. превратился в идеологическую доктрину. Сам термин «И.м.» впервые использован Ф. Энгельсом в письмах 1890 х гг. Основные идеи разрабатывались К.… …   Философская энциклопедия

  • Противоположность между умственным и физическим трудом —         противоположность интересов людей, занятых физическим трудом и умственным трудом. П. м. у. и ф. т. возникла на той ступени развития общественного разделения труда (См. Разделение труда), когда утвердилось господство частной собственности… …   Большая советская энциклопедия

  • РАВНОПРАВИЕ — – «право на равное политическое и – соответственно – социальное значение всех людей или, по крайней мере, всех граждан данного государства или всех членов данного общества» (Энгельс Ф., Анти Дюринг, 1950, стр. 97). Р. означает равенство перед… …   Советский юридический словарь

  • СИСТЕМА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПРАВА — – новая, высшая система права (см.), принципиально отличная от системы права любого эксплуататорского общества, отражающая особенности социалистического базиса и обусловленные им идеологические отношения, призванная к обслуживанию этого базиса,… …   Советский юридический словарь

  • СССР. Библиография —         Население          Государственный строй. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922 1936). Сб. документов, М., 1940; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сб. документов, М., 1940; История Советской Конституции.… …   Большая советская энциклопедия

  • АТЕИЗМ — (от греч. a отрицат. приставка и teos бог) система взглядов, отрицающих всякую религию и ее осн. идеи: существование бога, бессмертие души, потусторонний мир, а также др. представления, порождаемые верой в сверхъестественное. А. опирается на… …   Советская историческая энциклопедия