Быт при социализме и коммунизме


Быт при социализме и коммунизме

Под бытом в широком смысле этого слова понимается вся внепроизводственная сфера человеческой жизни. В этом плане быт соотносится с производством и профессиональным трудом. Однако трудовая деятельность людей не ограничивается лишь областью производства, а в какой-то мере продолжается и в быту. Поэтому понятия «труд» и «быт» содержат в себе элементы не только различия, но и общности.

В более узкой трактовке быт — это сфера удовлетворения потребностей человека, включающая жилище, одежду, питание, уход за детьми и престарелыми (а значит, и разделение необходимого для этого труда), а также досуг, т. е. времяпрепровождение, не связанное с выполнением функциональных общественных, семейных и др. обязанностей индивида, планируемое и осуществляемое им всецело по своему выбору и усмотрению.

Разумеется, границы между бытовым трудом и досугом относительны и подвижны: как занятия домашним хозяйством, так и другие затраты времени, диктуемые прежде всего необходимостью, могут в той или иной мере совпадать с желаниями человека, быть для него объектом бескорыстного увлечения.

Как в широком, так и узком понимании быт, его структура, характер определяются господствующими в обществе производственными отношениями, а непосредственно — формой присвоения материальных благ. Вместе с тем ряд его сторон (например, степень механизации предприятий общественного обслуживания и домашнего хозяйства и обусловленное ею разделение бытового труда) зависит непосредственно от уровня развития производительных сил.

В быту удовлетворяются как материальные, так и духовные потребности человека. Духовная сторона быта не есть что-то внешнее по отношению к материальной. Элементы духовной культуры (моральные, эстетические и другие) органически включены уже в само материальное потребление: достаточно сказать, что, например, одежда и жилище человека всегда отвечают его не только утилитарным, но и нравственно-эстетическим запросам, а «человеческая форма приема пищи» (К. Маркс) предполагает соблюдение определенных нравственных и эстетических норм. Но в сфере быта существуют и чисто духовные формы труда, происходит удовлетворение чисто духовных потребностей. Сюда относятся: воспитание детей и самовоспитание, культивирование определенных обычаев и традиций, общение, восприятие и усвоение информации, различные формы эстетической деятельности в свободное время.

Бытовой труд есть разновидность общественно необходимого труда, одно из условий воспроизводства и функционирования рабочей силы как главного элемента производительных сил. Однако его социальная оценка всегда была значительно ниже его реальной общественной ценности. Эту можно объяснить тем, что, во-первых, в процессе бытового труда не производится новых продуктов, а сами результаты его относительно недолговечны; во-вторых, в условиях эксплуататорского общества труд в быту, будучи в основном уделом женщин, расценивался как нечто второстепенное. Бытовой труд женщины в семье В. И. Ленин назвал «работою до дикости непроизводительною, мелочною, изнервливающею, отупляющею, забивающею» (т. 39, с. 24). Поэтому развитие внесемейного бытового обслуживания (сервис) и соответственно освобождение семьи от какой-то части бытовых работ можно рассматривать в качестве одной из сторон экономического и социального прогресса.

Другой компонент быта — досуг также оказывает огромное влияние на трудовую деятельность людей. Однако само по себе наличие свободного времени создает лишь возможность такого влияния. Для того чтобы эта возможность превратилась в действительность, т. е. чтобы досуг стал и средством снятия трудового напряжения, усталости, и простором для развития личности, он должен быть соответствующим образом организован. Организация досуга — функция как общества, так и семьи. Количество свободного времени и характер его препровождения у трудящихся классов — важный критерий демократизма и прогрессивности общественного строя.

Социалистическое преобразование быта — сложный и противоречивый процесс. Оно осуществлялось на основе преобразования всей системы экономических и социальных отношений и, в свою очередь, во многом способствовало экономическому, социальному и культурному развитию социалистического общества. В СССР этот процесс был в значительной мере затруднен тем, что ресурсы страны дважды истощались тяжелыми и изнурительными войнами. Партия и лично В. И. Ленин подходили к преобразованию быта с большой осторожностью, учитывая, что в этой области социальной жизни существует множество обычаев и традиций, поспешная ломка которых может лишь осложнить отношения между социалистическим государством и отдельными группами населения.

Для социалистического быта характерно прежде всего то, что он развивается как преимущественно общественный быт. Его социально-историческое лицо определяется двумя важными факторами: социалистическим распределением по труду и несравненно более последовательным и эффективным, чем даже в высокоразвитых капиталистических странах, равенством женщин с мужчинами. Социалистический быт — это также систематическое повышение уровня жизни трудящихся. «Среднемесячная заработная плата превысила в 1980 году 168 рублей и увеличилась по сравнению с 1970 годом почти в 1,4 раза. Еще более высокими темпами росла оплата труда колхозников. Почти в два раза увеличились выплаты и льготы из общественных фондов потребления» (Материалы XXVI съезда КПСС, с. 35). Рост материального благосостояния народа при социализме сочетается с расширением бытового обслуживания населения. Из года в год возрастает также производство и продажа бытовых машин и механизмов, облегчающих домашний труд. Стремительно развиваются и другие отрасли, составляющие материальную сторону общественного социалистического быта: пассажирский транспорт, связь, розничная торговля и т. д. Однако в целом материальное обеспечение быта еще отстает от развития потребностей населения, что порождает подчас острые противоречия в социальной и индивидуальной жизни, в частности, неравное положение женщин и мужчин в сфере быта.

Огромные перемены в духовно-психологической стороне быта вызвала культурная революция, сделавшая социалистическое общество самым просвещенным и образованным обществом на земле. Ликвидация неграмотности, осуществление обязательного 10‑летнего обучения, систематическое повышение социальной ценности образования и культуры — все это превратило «духовное потребление» в первостепенной важности область образа жизни социалистического.

Дальнейший рост социалистического производства, совершенствование распределительных отношений приведут к устранению тех негативных тенденций, которые порождаются недостатками организации бытового обслуживания, повысят роль данной области общественной жизни в развитии социальных отношений и коммунистическом воспитании. При этом прогресс быта будет охватывать как город, так и деревню, способствуя окончательному преодолению существенных различий между ними.

В результате все большая часть бытовых потребностей населения будет удовлетворяться за пределами семьи. Однако удовлетворение некоторых бытовых потребностей в семейных условиях более рентабельно (с точки зрения затрат времени и сил), нежели обращение с этой целью к услугам общественного сервиса. Поэтому тезис об абсолютном «отмирании» индивидуального быта при коммунизме представляется необоснованным. По-видимому, этот вопрос должен решаться путем создания не какого-то всеобщего стандарта бытового потребления, а оптимальных условий для свободного выбора каждой семьей и личностью той его формы, которая им наиболее удобна.


Научный коммунизм: Словарь. — М.: Политиздат. . 1983.

Смотреть что такое "Быт при социализме и коммунизме" в других словарях:

  • Семья при социализме и коммунизме — Семья  основанная на браке или родстве и обладающая исторически определенной организацией (структурой) общность, для создания которой необходима социальная санкция; последняя характеризует соответствие составляющего основу семьи супружества… …   Научный коммунизм: Словарь

  • Досуг — см. Быт при социализме и коммунизме …   Научный коммунизм: Словарь

  • КОЛЛЕКТИВИЗМ — главенство некоего коллектива или группы, напр., общества, гос ва, нации или класса, над человеческой личностью. Перефразируя известное выражение Б. Муссолини, относящееся к гос ву, суть К. можно передать принципом: «Все в коллективе, все… …   Философская энциклопедия

  • СССР. Общественные науки —         Философия          Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… …   Большая советская энциклопедия

  • Социализм — (Socialism) Определение социализма, теория и практика социализма Определение социализма, теория и практика социализма, идеология социализма Содержание Содержание 1. Прошлое 2. Теория и практика социализма 3. Утопический социализм 4. Крестьянский… …   Энциклопедия инвестора

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… …   Большая советская энциклопедия

  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ —         антагонистич. противоречия между городом и деревней, присущие всем классово антагонистич. обществ.экономич. формациям и находящие выражение в уровне развития производит. сил, образования, науки, культуры, быта. П. м. г. и д. возникла с… …   Философская энциклопедия

  • ПОЛИТИКА —         (греч. гос. или обществ. дела, от государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования гос. власти. Самое… …   Философская энциклопедия

  • ГУМАНИЗМ — (лат. humanus человечный) система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15 16 вв.), когда в Италии, азатем в… …   Философская энциклопедия