Семья при социализме и коммунизме


Семья при социализме и коммунизме

Семья — основанная на браке или родстве и обладающая исторически определенной организацией (структурой) общность, для создания которой необходима социальная санкция; последняя характеризует соответствие составляющего основу семьи супружества определенной совокупности социальных норм. Следовательно, в семье сочетаются качества малой социально-психологической группы и социального института. Соотношение между ними, так же как и преобладающие в обществе мотивы брака, численность, структура, функции семьи зависят в конечном счете от характера господствующих экономических отношений, а непосредственно также — от социального статуса людей, их профессии, культуры, традиций социальной среды, демографической ситуации в регионе (стране) и т. д. Иначе говоря, семья представляет собой специфическое выражение сущности данного общества, его общих закономерностей. В то же время многогранность брачно-семейных отношений, наличие в них, наряду с социальным, и биопсихического аспекта обусловливают относительную самостоятельность их развития.

Внутрисемейные отношения тесно связаны со взаимоотношениями между семьей и общественным целым. Эти взаимоотношения конкретизируются, с одной стороны, в демографической политике государства, с другой — в социальных функциях семьи. При этом различаются, во-первых, специфические функции, выражающие сущность брачно-семейных отношений и ответственность родителей за воспитание детей, во-вторых, функции, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах (накопление и передача по наследству частной собственности, организация производства, потребления и др.).

В развитии советской семьи находят выражение прежде всего высокая гуманистическая сущность социализма как социально-экономической системы, идеалы и ценности социалистической культуры. Вместе с тем на это развитие влияют как те объективные трудности, которые пришлось пережить нашему обществу, в частности экономические и демографические последствия гражданской и Великой Отечественной войн (последствия экономических трудностей, резкого сокращения рождаемости, безотцовщины, миграционных процессов и др.), так и различного рода недоработки и недостатки субъективного порядка (например, длительное отсутствие у нас системы подготовки молодежи к браку и службы помощи семье).

Социальное значение советской семьи возрастает по мере того, как повышаются требования к воспитанию, в котором влияние семьи играет главную роль. Именно семья, ее нравственно-психологический климат формируют тот эмоциональный, психологический фундамент, на котором строится все последующее умственное и духовное развитие личности. Как своего рода «социальный микрокосм», семья наиболее соответствует педагогическому требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. Поскольку же в ней представлены различные возрастные, половые, а подчас также и профессиональные общественные «подсистемы», она создает детям наиболее широкие возможности для проявления своих эмоциональных и интеллектуальных задатков и их реализации.

Будучи необходимым фактором воспитания молодого поколения, семья вместе с тем сама нуждается в детях, поскольку они, как отмечал еще Гегель, обновляют, упрочивают и обогащают супружеские отношения.

Все это актуализирует проблемы укрепления семьи и усиления ее социальной дееспособности, оптимизации количественных и качественных показателей рождаемости, более решительной борьбы с алкоголизмом и другими антиподами коммунистической морали, которые являются главными источниками негативных тенденций в этой важной области общественной жизни. Демографическая политика в условиях развитого социализма направлена также на повышение материального благосостояния семьи, преодоление противоречий между профессиональной работой женщин и материнством путем развития общественного бытового обслуживания и расширения сети детских учреждений, совершенствование нравственных и правовых основ брачно-семейных отношений.

В ходе строительства коммунизма с неуклонным повышением нравственной и эстетической культуры населения становятся более стабильными и глубокими чувства, составляющие психологическую основу единобрачия: любовь и ответственность за воспитание детей. Однако было бы упрощением трактовать прочность коммунистической семьи как отсутствие в ней каких-либо противоречий или конфликтов. В действительности сложность психологических отношений между полами, между родителями и детьми — следствие не только отставания сознания от бытия, но и различий самих субъектов данных отношений, их изменчивости, разнообразия потребностей, интересов, настроений, присущей людям способности увлекаться и разочаровываться. Другими словами, сами по себе человеческие качества, сильные и слабые стороны людей способны создавать в отношениях между ними ситуации, чреватые конфликтами и даже взрывами. Нравственный и эстетический прогресс поднимет культуру населения, умение человека владеть собой, держать себя в руках, но он одновременно сделает его более утонченным, более гордым, а значит, и более требовательным к поведению других.

Преодоление противоречий между материнством и профессиональной деятельностью женщин существенно улучшит условия для стабилизации рождаемости, обеспечения необходимой нормы воспроизводства населения во всех регионах страны, улучшения здоровья детей.

Затраты времени членов семьи на хозяйственно-бытовую деятельность существенно сократятся (см. Быт при социализме и коммунизме), что позволит ей значительно эффективнее, чем в настоящее время, выполнять функцию социализации молодого поколения. В результате общего повышения уровня воспитательной работы увеличится роль общественных детских учреждений. В то же время семейное воспитание, в силу его глубокой специфичности, останется насущной необходимостью для общества даже в самом отдаленном будущем. К тому же и чувства материнства и отцовства, а значит, и потребность общения с детьми для самих родителей, надо полагать, также не «отомрут», а, наоборот, разовьются и усилятся, ибо это — социальные, нравственные качества людей, хотя они имеют природную, биологическую основу. Таким образом, коммунизм будет означать не некое «бессемейное» состояние общества, а дальнейшее укрепление социально-нравственных устоев семьи на основе усиления общественной и индивидуальной необходимости в ней.


Научный коммунизм: Словарь. — М.: Политиздат. . 1983.

Смотреть что такое "Семья при социализме и коммунизме" в других словарях:

  • ЛИЧНОСТЬ —         общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или… …   Философская энциклопедия

  • Социализм — (Socialism) Определение социализма, теория и практика социализма Определение социализма, теория и практика социализма, идеология социализма Содержание Содержание 1. Прошлое 2. Теория и практика социализма 3. Утопический социализм 4. Крестьянский… …   Энциклопедия инвестора

  • СССР. Общественные науки —         Философия          Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… …   Большая советская энциклопедия

  • КОММУНИЗМ — 1) утопическая концепция, отстаивающая возможность или даже необходимость построения в обозримом будущем совершенного общества, исключающего частную собственность, тяжелый, монотонный труд и неравенство людей; 2) будущее, совершенное в указанных… …   Философская энциклопедия

  • Ленин, Владимир Ильич — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Запрос «Ленин» перенаправляется сюда; см. также другие значения …   Википедия

  • ГОСУДАРСТВО — 1) политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право применения… …   Философская энциклопедия

  • ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ — и развитие народонас., общество и его главный компонент народонаселение, находящиеся на определ. ступени историч. развития, исторически определ. тип общества и соответствующий ему тип народонас. В основе каждой Ф. о. э. лежит определённый способ… …   Демографический энциклопедический словарь

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • В. И. Ленин — Запрос «Ленин» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Владимир Ильич Ульянов (Ленин) В. И. Ульянов (Ленин) в 1920 году …   Википедия

  • В. Ленин — Запрос «Ленин» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Владимир Ильич Ульянов (Ленин) В. И. Ульянов (Ленин) в 1920 году …   Википедия