- Марксизм-ленинизм
-
научно обоснованная система философских, экономических, социально-политических взглядов; учение о познании и преобразовании мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о путях революционного низвержения строя эксплуатации и создания коммунизма, мировоззрение рабочего класса и его авангарда — коммунистических и рабочих партий.
Марксизм возник в 40‑х гг. XIX в. Потребности общественного развития, выявившего коренные пороки капиталистического строя, всей системы эксплуатации, пробуждение пролетариата к политической борьбе, великие открытия в области естественных наук, уровень исторических и социальных исследований поставили перед общественной мыслью задачу разработки новой, подлинно научной теории. Эта историческая задача была решена Марксом и Энгельсом. Начавший свою научную и революционную деятельность на рубеже XIX и XX вв., Ленин в эпоху крушения капитализма, вступившего в свою последнюю стадию — империализм, и становления социалистического общества отстоял марксизм от нападок врагов, обобщил новейшие достижения науки и новый опыт классовых боев, поднял марксистскую теорию на качественно новую ступень развития.
Становление М.‑л. явилось революционным переворотом в истории общественной мысли. Вместе с тем М.‑л. является прямым продолжением и развитием достижений общественной мысли в области философии, политэкономии и социализма. Он представляет собой стройную, целостную научную теорию, включающую в себя три главные составные части: а) философию — диалектический и исторический материализм; б) политическую экономию и в) научный коммунизм. М.‑л. обогатил новыми идеями и другие общественные науки. Каждая из составных частей М.‑л. делится, в свою очередь, на ряд самостоятельных разделов или дисциплин, которые постепенно, по мере накопления людьми знаний в соответствующей области вырастают в самостоятельные науки (например, политэкономия социализма). Все составные части М.‑л. пронизывает ряд главных, руководящих идей. К ним принадлежат последовательный материализм, т. е. материалистический подход ко всем явлениям действительности (в том числе и к обществу), диалектический метод познания этих явлений. Всем составным частям М.‑л. присущ критический, действенный, революционный дух, творческий характер.
Важное место в М.‑л. занимает теория научного коммунизма, которая выявляет социально-политические закономерности, пути коммунистического преобразования общества и наиболее ярко воплощает в себе действенное, преобразующее начало, заключенное в М.‑л. Главное в научном коммунизме, как и во всем М.‑л., — учение об исторической миссии пролетариата как силы, которая призвана сокрушить власть капитала и возглавить построение нового, коммунистического общества.
М.‑л. есть учение партийное, боевое, идеология пролетариата, выражающая насущные интересы всех трудящихся. Его сторонники не отказываются сотрудничать во имя защиты демократии и мира с приверженцами других прогрессивных учений, готовы во имя достижения этих насущных целей идти на союз с людьми, находящимися под властью антинаучных, отсталых воззрений. Вместе с тем они решительно отвергают всякое примирение М.‑л. с враждебными идеологиями. Как революционное учение, М.‑л. противостоит реформизму. Признавая необходимость борьбы за реформы в условиях капитализма, он никогда не шел и не идет на отказ от своей революционной программы и тактики. М.‑л. рос и развивался в борьбе с оппортунизмом, который прикрывал свой отход от М.‑л. словесным его признанием, призывами к такому его «развитию», когда его главные положения отбрасываются под видом «устаревших».
В современных условиях в странах социализма особое значение приобретает дальнейшее развитие марксистско-ленинской экономической теории, а также исследование социально-политических и идейно-теоретических проблем научного управления обществом, теории идеологической работы.
Идеи М.‑л. складывались и развивались в условиях капитализма, когда господствующие эксплуататорские классы обладали монополией на средства образования и научной деятельности. В настоящее время М.‑л. — господствующая идеология в СССР и других социалистических странах, знамя сотен миллионов людей во всех странах мира. Применение марксистско-ленинской теории к разнообразным и непрерывно изменяющимся условиям в различных странах мира, ее использование миллионами людей доказывают достоверность, истинность ее положений. Это не значит, конечно, что каждое положение, высказанное марксистами, представляет собой абсолютную истину в последней инстанции. Приведение тех или иных положений в соответствие с изменившимися условиями, с новейшими данными, добытыми другими науками, обеспечивает возможность дальнейшего беспрепятственного развития М.‑л. и сохранения за ним роли науки, предвидящей будущее и прокладывающей ему дорогу. Марксистско-ленинские партии неустанно коллективно развивают теорию и практику М.‑л. М.‑л. — это единственная надежная основа для разработки правильной стратегии и тактики. Он дает нам понимание исторической перспективы, помогает определить направление социально-экономического и политического развития на долгие годы вперед, правильно ориентироваться в международных событиях. Сила М.‑л. — в постоянном творческом развитии.
М.‑л. отражает величие коммунистических идеалов. Он служит предметом ожесточенных нападок всевозможных врагов из лагеря империализма и сомкнувшихся с ними извратителей. Но он обладает мощной, всепобеждающей силой и выходит победителем из всех схваток с врагами, ибо на его стороне — историческая правда.
М.‑л. — учение интернациональное по своему характеру. С ним несовместимы проповедь «национального коммунизма» и попытки утвердить какой-либо «национальный марксизм». Сферой распространения М.‑л. служит весь мир, его положения имеют всеобщее значение, но они не могут быть автоматически применены в любой стране, их применение требует самого тщательного учета национальных, исторических и других особенностей, глубокого анализа конкретной ситуации. М.‑л. не есть собрание готовых формул или догм, которые достаточно заучить и затем строить на них политику; он непримиримо враждебен всякому догматизму.
Марксистско-ленинское учение не только верный ориентир в практической деятельности по преобразованию общества. Оно указывает путь глубокому познанию мира и его законов, служит предпосылкой плодотворного научного исследования, живительных источником для художественного творчества. Будучи научным мировоззрением, М.‑л. дает человеку верную жизненную ориентацию, помогает определить его место в мире, его отношение к другим людям, выработать линию поведения, отличающуюся идейной убежденностью, политической стойкостью, принципиальностью, глубокой гуманностью.
Научный коммунизм: Словарь. — М.: Политиздат. Александров В. В., Амвросов А. А., Ануфриев Е. А. и др.; Под ред. А. М. Румянцева. 1983.