Личность при социализме


Личность при социализме

конкретный человек, член социалистического общества в единстве его социальных свойств в сочетании с индивидуальными духовными и физическими особенностями, проявляемыми в социальной деятельности. Социализм признает личностью каждого человека, хотя качества личности проявляются по-разному и получают различную социальную оценку.

Марксистская концепция личности исходит из понимания человека как носителя, субъекта общественных отношений. Она органически сочетает взгляд на человека как на продукт социальной среды с признанием его активной роли в познании и преобразовании этой среды. «...Как само общество, — писал Маркс, — производит человека как человека, так и он производит общество» (т. 42, с. 118).

Марксизм доказал, а практика подтвердила, что субъектом общественной жизни личность становится при условии, если она действует в составе класса и если ее действия соответствуют объективным законам общественного развития. Социальная деятельность определяет такие качества человека, как его умение мыслить, чувствовать, эстетически оценивать действительность и т. д. «...По каким признакам, — писал Ленин, — судить нам о реальных «помыслах и чувствах» реальных личностей? Понятно, что такой признак может быть лишь один: действия этих личностей, — а так как речь идет только об общественных «помыслах и чувствах», то следует добавить еще: общественные действия личностей, т. е. социальные факты» (т. 1, с. 423—424). Основным источником и результатом социальной деятельности личностей является общество, определенный тип общественных отношений, в которые они включены. Будучи всегда продуктом своей эпохи, вступая в отношения с другими людьми, личность характеризуется принадлежностью к определенному социально-историческому типу. Социально-исторический тип личности меняется от эпохи к эпохе и в классовом обществе неизбежно приобретает классовые черты. Так, буржуазное общество порождает два основных, противоположных по своим чертам и направленности типа личности — капиталиста и рабочего.

Социальная роль личности при капитализме характеризуется понятием «отчуждение». Последнее возникает как прямое следствие господства частной собственности, эксплуатации человека человеком и характеризуется превращением продуктов деятельности человека, его способностей, свойств в нечто чуждое ему, господствующее над ним. Явление отчужденного труда устраняется с ликвидацией частной собственности и социальных антагонизмов. Это создает основу для превращения личности в подлинный субъект общественного развития, активно влияющий на условия своей жизни.

В условиях социализма возникает новое взаимоотношение между личностью и обществом, основанное на растущем единстве общественных и личных интересов (см. Коллективизм). Социалистический тип личности характеризуют такие черты, как коммунистическая идейность, проявляющаяся в коллективизме, интернационализме, высокой социальной ответственности, творческое отношение к труду, стремление к самосовершенствованию, гуманизм в отношениях с другими людьми, высокая культура поведения, непримиримость к недостаткам. Разумеется, эти черты в сознании и поведении конкретных людей проявляются по-разному, с различной полнотой, так как конкретная личность есть единство типического и индивидуального.

Место личности в системе общественных отношений, совокупность ее социальных функций, а также их оценка и самооценка определяют социальное положение личности. При капитализме классовая принадлежность личности определяет условия ее личной жизни и личной судьбы. При социализме меняется как общество, так и личность, ее социальное положение и социальный статус приводятся в соответствие с личной деятельностью, все более зависят от ее содержания. «Общественно полезный труд и его результаты, — сказано в Конституции СССР, — определяют положение человека в обществе». Социализм создает все условия для возрастания социальной роли личности во всех сферах жизни общества. Расширению социальных функций личности способствует не только процесс развития общественных отношений, но и внедрение в производство новейших достижений науки и техники, научная организация труда, привлечение всех трудящихся к управлению производством, развертывание социалистического соревнования. Немаловажное значение имеет в этой связи рост материального благосостояния трудящихся, повышение уровня их образования, культуры.

Возрастание социальной роли личности обнаруживается не только в труде, но и в тех сферах социальной жизни, где реализуются функции человека как гражданина и общественно-политического деятеля. Здесь особенно велика роль социалистической демократии (см. Демократия социалистическая), обеспечивающей подлинные гражданские права и свободы человека, создающей широкие возможности для привлечения его к выработке и принятию важнейших общественных решений, к осуществлению контроля за их выполнением. Свои расширяющиеся социальные функции социалистическая личность выполняет не как автономная, изолированная единица, а совместно с другими людьми в составе социальных общностей, коллективов. Поэтому возрастание социальной роли личности связано с совершенствованием деятельности политической системы, является прямым следствием возрастания руководящей роли Коммунистической партии. Утверждение высшей ценности социалистической личности в условиях развитого социализма отражено в решениях XXIV, XXV, XXVI съездов КПСС, в Конституции СССР, важнейших партийных и государственных документах.

Развитое социалистическое общество обладает огромным потенциалом для развития творческой активности личности. «Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности» (Материалы XXVI съезда КПСС, с. 63). Конкретные пути усиления заботы о личности в условиях социализма, новые требования к ней сформулированы в материалах ноябрьского (1982) и июньского (1983) Пленумов ЦК КПСС.

Высочайший социальный статус социалистической личности как труженика, гражданина, руководствующегося во всей своей общественной и личной жизни коммунистическими идеалами, опровергают измышления буржуазных идеологов о социализме как о строе, якобы не сумевшем преодолеть отчуждение личности, и о капитализме как об «обществе равных возможностей», в котором лишь от способностей человека зависит место, занимаемое им в социальном целом. В действительности только в социалистическом обществе социальная судьба личности зависит от ее способностей и качеств, от уровня ее сознательности, от ее отношения к труду.


Научный коммунизм: Словарь. — М.: Политиздат. . 1983.

Смотреть что такое "Личность при социализме" в других словарях:

  • Потребности личности при социализме — Потребности  объективное состояние субъекта, выражающее противоречие между имеющимся и необходимым (или представляющимся субъекту необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия. Становление потребностей личности… …   Научный коммунизм: Словарь

  • ЛИЧНОСТЬ —         общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или… …   Философская энциклопедия

  • Образ жизни социалистический — присущие социализму формы жизнедеятельности людей, определяющиеся условиями их жизни. О. ж. с. прямо противоположен буржуазному образу жизни, что обусловлено прежде всего коренным различием их экономических основ. Частная собственность на… …   Научный коммунизм: Словарь

  • Егидес, Петр Маркович — (Абовин Егидес; 15.09.1917 13.05.1997) спец. по соц. филос. и этике; канд. филос. наук, доц. Род. в Киеве. Воспитывался в детдоме. Окончил МИФЛИ в 1941 (учился на двух ф тах: филос. и ист.). Участник Великой Отеч. войны. В 1941 ушел на фронт в… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Митрохин, Лев Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Митрохин. Лев Николаевич Митрохин Дата рождения: 1 марта 1930(1930 03 01) Место рождения: деревня Детчино, Калужская область, СССР Дата смерти …   Википедия

  • «Качества жизни» концепции — широко распространенные в современной буржуазной философии, социологии, политологии, политической экономии представления о социально экономических, политических, культурных и экологических условиях существования личности, включая условия труда и… …   Научный коммунизм: Словарь

  • Батенин, Сергей Степанович — (р. 11.03.1925) спец. по соц. филос.; д р филос. наук, проф. Род. в дер. Арефино Смоленской обл. Окончил филос. ф т ЛГУ (1949), асп. МГУ (1952). С 1952 работает в Ленингр. гос. пед. ин те (ныне Росс гос. пед. ун т им. А.И.Герцена), в наст. вр.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Демидова, Анна Ивановна — (Ситковская; р. 21.11.1925) спец. по соц. филос. и социол.; канд. филос. наук, ст. н.с, доц. Род. в д.Моисеево Витебской обл. БССР. Участница Великой Отеч. войны, партизанского движения в Белоруссии. Окончила филос. ф т МГУ (1958). В 1958 1964 мл …   Большая биографическая энциклопедия

  • Социализм — (Socialism) Определение социализма, теория и практика социализма Определение социализма, теория и практика социализма, идеология социализма Содержание Содержание 1. Прошлое 2. Теория и практика социализма 3. Утопический социализм 4. Крестьянский… …   Энциклопедия инвестора

  • КОММУНИЗМ — 1) утопическая концепция, отстаивающая возможность или даже необходимость построения в обозримом будущем совершенного общества, исключающего частную собственность, тяжелый, монотонный труд и неравенство людей; 2) будущее, совершенное в указанных… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.