Мораль коммунистическая

Мораль коммунистическая

Мораль (лат. mores — нравы, moralis — нравственный) — санкционированные обществом (классом) формы («образцы») индивидуального и группового поведения, затрагивающего общественные интересы. Имеет духовно-идеологический и социально-практический аспекты. К первому относятся общественные нравственные идеалы, нормы, ценности и вырабатываемые на их основе моральные качества, установки, ориентации личности или группы; ко второму — поступки, отношения, в которых объективируется моральная позиция субъекта.

Возможность и необходимость выявления такой позиции обусловлены тем, что объективная детерминация человеческого поведения во многих случаях имеет не «жесткий», однозначный, а альтернативный характер, предоставляя индивиду относительную свободу выбора и, следовательно, порождая ответственность за этот выбор. Взаимодействие индивидуальной ответственности и общественных требований и есть «первичная клеточка» («первоэлемент») нравственности.

Основная функция морали — обеспечение исторической дееспособности общества (класса, группы), согласование общественных и личных интересов, социальное регулирование поведения индивидов.

Поскольку порождаемый частной собственностью социальный антагонизм делает такое согласование в принципе невозможным, в частнособственнических формациях мораль приобретает отчужденный характер, что выражается в обостряющихся противоречиях между пропагандируемыми господствующими классами нравственными ценностями и нравственной практикой, моралью «для себя» и моралью «для других», в нравственном фарисействе, ханжестве, лицемерии. Эти черты и тенденции нравственной жизни эксплуататорского, особенно современного буржуазного общества проявляются и в других сферах его жизнедеятельности, в частности в политике, создают коллизию моральных и эстетических ценностей, характерную для реакционного искусства.

Однако уже в условиях эксплуататорского строя зарождаются и формируются наряду с классовыми и общечеловеческие моральные ценности, выражающие потребности, интересы прогрессивных классов, и прежде всего трудящихся масс. Пролетарская, а при социализме коммунистическая мораль есть наиболее полное и последовательное воплощение прогрессивных тенденций нравственного развития человечества.

М. к. представляет собой одно из проявлений идейно-политического и нравственного единства социалистического общества, его движения к социальной однородности. Основные принципы М. к., сформулированные в моральном кодексе строителя коммунизма, характеризуют главные достижения и цели коммунистического воспитания, черты нравственного облика, свойственные передовой части социалистического общества и формируемые в практике коммунистического строительства у всех его членов. В ряде этих черт (преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, дружба и братство народов СССР, братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами) нашло выражение свойственное социалистическому обществу единство морального и идейно-политического воспитания, нравственности и политики.

По мере воспитания М. к., углубления социалистической демократии в моральном сознании и практическом поведении советских людей, в их отношении друг к другу все в большей мере будет проявляться высокий гуманизм идеалов коммунизма, гармония нравственности и красоты, внутренней и внешней культуры.

Развитие социализма связано с систематическим ростом значения нравственного фактора в жизни общества. Конкретно эта тенденция означает расширение сферы жизнедеятельности, где люди исходят преимущественно из моральных убеждений, ориентируются в первую очередь на нравственные ценности (патриотизм социалистический, коллективизм, взаимопомощь, долг, честь, достоинство и т. д.). Убеждения основываются на знаниях, однако не сводятся к ним. Убежденность — это такой уровень духовного (в частности, нравственного) развития человека, когда утверждение, реализация идеи становится высшим смыслом его жизни, причем не только в большом, но и в малом, во всех аспектах повседневного поведения.

Необходимость формирования именно убежденности, а не просто моральных знаний усиливается в современный период тем, что научно-техническая революция, возрастание интенсивности урбанизации и миграционных процессов влекут за собой существенное ослабление влияния на поступки людей традиционных факторов социализации: стабильной общественной микросреды, непосредственного (визуального) и заинтересованного социального контроля, традиций и обычаев. Нравственное регулирование в современных условиях все в большей степени превращается в саморегулирование, а социальный контроль — в самоконтроль. Что же касается традиций и обычаев, то есть большие возможности для повышения их значения и в системе М. к., однако эти возможности в должной мере еще не используются.

М. к. влияет на все стороны нашего образа жизни. При этом всюду моральный фактор проявляет себя прежде всего как ответственность, дисциплина, единство слова и дела. В. И. Ленин подчеркивал, что для коммуниста нравственность вся в «сплоченной солидарной дисциплине» и «надо, чтобы Коммунистический союз молодежи воспитывал всех с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде» (т. 41, с. 313, 318).

При социализме труд — высшее мерило достоинства и общественного престижа личности, основное средство ее нравственного развития и самоутверждения, проявления и моральности, а значит, и гражданственности, коммунистической сознательности, патриотизма и интернационализма. Причем, поскольку при социализме распределение по труду является наиболее справедливым способом распределения, постольку экономические мотивы трудовой деятельности в социалистическом обществе, по сути дела, не противостоят моральным, а находятся с ними в диалектическом единстве, что ярко проявляется в социалистическом соревновании, объединяющем в себе, с одной стороны, трудовое соперничество, с другой — взаимопомощь соревнующихся.

В свою очередь, нравственная мотивация труда дополняется и обогащается мотивами идейно-политическими (преданность делу коммунизма) и эстетическими (ощущение ритма, красоты трудового процесса, стремление работника воплотить в продукте труда свой эстетический идеал).

Взаимосвязь нравственных, идейно-политических и эстетических мотивов поведения характерна не только для труда, но и для всех других сфер жизнедеятельности людей. В частности, социальное регулирование отношения человека к природе исходит не только из принципа экономической целесообразности, но и из интересов сохранения наиболее ценных с исторической или эстетической точек зрения ландшафтов, заботы о нуждах будущих поколений, о животном мире («братьях наших меньших»).

Эффективность морального регулирования на современном этапе нашего развития во многом определяется также взаимодействием морали и права, особенно если речь идет о борьбе с антиподами коммунистической нравственности. Для преодоления этих пережитков необходимо использовать и убеждение, и принуждение, и воспитание словом, и строгую силу закона. Перед моралью и правом в социалистическом обществе стоят тождественные в своей основе социальные задачи. Это означает, что правовые нормы и санкции имеют большие морально-воспитательные последствия, а моральное регулирование взаимоотношений между людьми оказывает большое влияние на соблюдение ими правовых установлений.

Поэтому нравственное регулирование должно обязательно сочетаться и взаимодействовать с другими формами регулирования человеческой жизнедеятельности, и прежде всего с правом. По мере дальнейшего движения социалистического общества к коммунизму роль морали в решении экономических и социальных проблем будет неуклонно возрастать. К ней перейдет ряд функций, выполняемых современными политическими, правовыми и социально-административными институтами. Однако этот процесс предполагает не ослабление, а укрепление этих институтов в настоящее время, ибо их деятельность является одним из главных источников формирования нравственной культуры населения, важным средством повышения эффективности и качества нравственного воспитания трудящихся.


Научный коммунизм: Словарь. — М.: Политиздат. . 1983.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Мораль коммунистическая" в других словарях:

  • МОРАЛЬ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ — см. Мораль(раздел Коммунистическая мораль), Моральный кодекс, Коммунистическое воспитание, Коммунистический труд, Этика. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 1970 …   Философская энциклопедия

  • МОРАЛЬ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ — высш. ступень историч. развития морали. М. к. одна из сторон коммунистич. идеологии и образа жизни. Имеет свои истоки и начало в революц. морали пролетариата, получает дальнейшее развитие в М. строителей социалистич. и коммунистич. общества. М. к …   Атеистический словарь

  • МОРАЛЬ РЕЛИГИОЗНАЯ — мораль, выдвигаемая и освящаемая к. л. религией. Если учесть историч. многообразие религий и тот факт, что в эксплуатат. об ве мораль обычно облекалась в религ. оболочку, то М. р. включает в себя самые разные, несовместимые нравств. воззрения.… …   Атеистический словарь

  • Мораль — (лат. moralis нравственный, от mos, множественное число mores обычаи, нравы, поведение)         нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных… …   Большая советская энциклопедия

  • мораль —   , и, ж.   Совокупность принципов и норм поведения людей, нравственность.   == Коллективистская мораль. РЯНШ, 1986, № 7, 4.   * Социалистическая мораль.   ◘ Советская культура неразрывно связана с новой, социалистической моралью. Жаковщиков, 167 …   Толковый словарь языка Совдепии

  • Коммунистическая идеология — См. Идеология коммунистическая. Коммунистическая культура  См. Культура коммунистической формации. Коммунистическая мораль  См. Мораль коммунистическая …   Научный коммунизм: Словарь

  • МОРАЛЬ — (от лат. moralitas, moralis, mores традиция, народный обычай, позднее нрав, характер, нравы) понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и… …   Философская энциклопедия

  • КОММУНИСТИЧЕСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ — (орал, формулирующая и утверждающая принципы жизни, соответствующие условиям коммунистической общественно экономической формации; высшая ступень в развитии морали человечества. Будучи закономерным результатом предшествующего социально… …   Словарь по этике

  • МОРАЛЬ — (лат. moralis нравственный; mores нравы) предмет изучения этики; форма общественного сознания, обвдественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Во всяком об ве действия громадного множества людей должны быть… …   Словарь по этике

  • Прокофьев, Василий Иванович — (19.06.1909 29.08.1987) спец. в обл. науч. атеизма и этики; д р филос. наук, проф. Род. в с. Неверкино Пензенской обл. В 1928 поступил в Саратовский ун т на ф т обществ. наук. В 1930 перевелся в Моск. агро пед. ин т, к рый и окончил в 1932. С… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»