- Культура коммунистической формации
-
Слово «культура» от латинского cultura — возделывание, обработка, земледелие, уход, улучшение. В этом понятии отражается тесная связь культуры с человеческим трудом, с активной, преобразующей деятельностью людей.
Культура — это, с одной стороны, исторически развивающаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм, способов организации поведения и общения, а с другой — процесс развития сущностных сил человека, его самореализации, творческой деятельности, направленной на освоение и изменение мира. В этом смысле культура выступает показателем и регулятором идеологического и нравственного климата общества.
Чтобы сделать культуру подлинно народной, указывал В. И. Ленин, необходимо, во-первых, ликвидировать веками существовавшие искусственные перегородки между культурой и трудящимися массами, превратить все ее богатства в достояние народа и поднять его духовный уровень; во-вторых, создать условия для развития творческих сил народа, для интеллектуализации общества, приобщить трудящихся к непосредственной социально значимой творческой деятельности, к управлению обществом и государством.
Становление и развитие нового исторического типа культуры должно быть проникнуто, по словам В. И. Ленина, «духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление целей его диктатуры, т. е. за свержение буржуазии, за уничтожение классов, за устранение всякой эксплуатации человека человеком» (т. 41, с. 336). Именно таким новым, прогрессивным историческим типом является К. к. ф.
Присущая реальному социализму культура включает в себя мир воплощенных в жизнь социалистических ценностей, олицетворяет способность людей строить коммунизм, новые общественные отношения.
Становление единой, социалистической по содержанию, по главному направлению развития, многообразной по национальным формам, интернационалистской по духу культуры совершается на основе содружества всех братских национальных культур, их расцвета и взаимообогащения.
Культура нового типа является закономерным развитием предшествующей культуры, вырастает и развивается из синтеза великих сокровищ прогрессивного культурного наследия прошлого и творческих достижений современности. Критическое использование в культурном наследии всего того, что помогает строительству социализма и коммунизма, является ярким выражением последовательного партийного подхода к вопросам культуры. Такой подход предполагает включать в культуру нового типа в качестве важнейшего компонента и научную идеологию, дающую культуре историческую и классовую ориентацию, определяющую ее коммунистическую направленность.
В условиях развитого социализма нельзя характеризовать культуру лишь как хранилище готовой духовной продукции. Сегодня ее назначение — формировать духовный мир человека, не ограничиваясь только повышением уровня его образованности. Она призвана формировать активное гражданское самосознание и высокие нравственные качества личности. Это высокая культура труда и быта, социального творчества и общественного управления, культура человеческих отношений и общественного поведения.
Важную роль в духовной жизни социалистического общества играет политическая культура, которая проявляется в способности и умении человека определять общественные последствия своих действий. Она включает в себя всю систему его политических убеждений, выражает социальную активность, готовность претворять в жизнь политику Коммунистической партии.
К числу культурных ценностей социализма относится высокая социалистическая культура труда: сознательное и добросовестное отношение человека к труду как основополагающей сфере деятельности личности социалистического типа, желание и умение трудиться.
Особое значение приобретает нравственная культура, пронизывающая все сферы социально-культурной жизнедеятельности и выражающаяся в духовно-нравственном климате общества, в характере отношений между людьми. Духовно-нравственный климат социалистического общества обусловлен становлением и упрочением нового типа гуманных, коллективистских отношений между людьми. Культура человеческого общения создает благоприятную психологическую атмосферу, необходимую для плодотворного развития личности, повышения ее ответственности, воспитания сознательной социалистической дисциплины.
Расцвет художественной и эстетической культуры в социалистическом обществе привел к возрастанию роли эстетических начал в жизни народа. Это проявляется в углублении интереса трудящихся к сфере прекрасного, в успехах профессионального искусства и невиданном размахе самодеятельного художественного творчества. Эстетическая жизнь общества, созидающего коммунистические начала во всех сферах бытия, характеризуется не только богатством ценностей художественной культуры, но масштабностью и интенсивностью приобщения различных слоев населения к творчеству и активному потреблению этих ценностей.
Основным противоречием в духовной жизни современной эпохи является борьба двух культур, двух идеологий — социалистической и буржуазной, отличающаяся сложностью и остротой, многообразием видов и форм. В этой борьбе коммунистические и рабочие партии опираются на ленинское учение о двух культурах в каждой национальной культуре классово-антагонистического общества. В раздираемом социальными антагонизмами буржуазном обществе наряду с господствующей буржуазной культурой активно развиваются элементы демократической и социалистической культуры. Движущими силами этого развития выступают революционные классы, наиболее демократические слои общества.
Научный коммунизм: Словарь. — М.: Политиздат. Александров В. В., Амвросов А. А., Ануфриев Е. А. и др.; Под ред. А. М. Румянцева. 1983.