Основной принцип коммунизма


Основной принцип коммунизма

принцип «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям», который выражает присущее коммунистическому обществу полное социальное равенство, требования, предъявляемые этим обществом к своим членам, а также характер распределения материальных и духовных благ.

О. п. к. требует от каждого члена общества трудиться в полную меру своих способностей, а также активно участвовать в управлении общественными делами, постоянно повышать свой культурный, теоретический уровень и добровольно соблюдать правила коммунистического общежития. Выполнение этих требований становится возможным потому, что труд при коммунизме перестает быть обязанностью, лишь средством к жизни, превращаясь в первую жизненную потребность (см. Труд коммунистический).

Коммунистическое общество обеспечивает социальное равенство всех своих членов, а потому создает равные возможности не только для формирования, но и для наиболее целесообразного, в интересах общества и личности, применения и использования их способностей. Коммунизм, писал Энгельс, «позволяет всем членам общества как можно более всесторонне развивать, поддерживать и проявлять свои способности» (т. 20, с. 206). При этом глубокие изменения претерпят и сами способности, которые станут чрезвычайно разнообразными и совершенными. Прежде всего разовьются способности человека как труженика. Автоматизированный и механизированный труд станет творческим, увлекательным, не обременительным физически. Исчезнет узкая специализация работника, сделается возможной свободная перемена деятельности. Более совершенными станут способности личности как гражданина, общественного деятеля. Коммунистическое общественное самоуправление, которое придет на смену государству, создаст основу для формирования разнообразных организаторских способностей личности. Человек не будет обременен соображениями заработка, личной материальной выгоды, грузом пережитков прошлого, что приведет к невиданному расцвету его духовных способностей и возможностей. Избавленный от повседневных, нередко утомительных, требующих много времени и сил, материальных забот, он получит свободное время для активного участия в общественной жизни, для занятий в области науки и техники, литературы и искусства, для интеллектуального, нравственного и физического совершенствования, значительно вырастет его достоинство как человека — творца невиданных ранее материальных и духовных ценностей, строителя новых общественных отношений. Обязывая каждого члена общества трудиться по способностям, О. п. к. (и в этом его качественное отличие от основного принципа социализма) предполагает полное удовлетворение разумных материальных и духовных потребностей людей, что достигается на основе высокого уровня развития общественного производства (см. Материально-техническая база коммунизма).

Коммунистический принцип распределения ничего общего не имеет с аскетизмом, нивелированием потребностей и жизненных интересов людей, как это пытаются представить противники научного коммунизма. Он утверждает не равенство потребностей, а равенство возможностей и условий для их удовлетворения. Люди различаются по возрасту и полу, роду занятий и месту жительства, по своим физиологическим и психическим особенностям, способностям, склонностям и интересам. Эти различия сохранятся и при коммунизме, а потому и потребности людей не могут быть одинаковыми.

Потребности человека в ходе коммунистического строительства совершенствуются, при этом развиваются и средства их удовлетворения. Коммунистическое общество, писал Энгельс, «будет вызывать новые потребности и одновременно создавать средства для их удовлетворения» (т. 4, с. 334). Потребности члена коммунистического общества станут гораздо более развитыми и разносторонними, однако при всем своем многообразии и широте они будут свободны от излишеств, прихотей и капризов, выражая здоровые, разумные потребности всесторонне развитого, гармоничного человека. Разумными являются те потребности, которые соответствуют возможностям общества и удовлетворение которых способствует совершенствованию физических и духовных качеств личности. В работе «Государство и революция» Ленин высмеивал представления о коммунизме как об обществе, в котором каждый, не затрачивая трудовых усилий, получит все, что ему заблагорассудится. Он отмечал, что коммунизм кроме высокой производительности труда предполагает нового потребителя, далекого от обывателя, «способного „зря“... портить склады общественного богатства и требовать невозможного» (т. 33, с. 97). Воспитание разумных и здоровых потребностей — непременное условие осуществления О. п. к. При этом важно создавать такие предметы, вовлекать людей в такие формы деятельности, которые развивали бы в них потребности и интересы, отвечающие высоким коммунистическим идеалам. Важно научить каждого человека умению не только рационально использовать общественные ценности, но и создавать эти ценности, т. е. участвовать в полную меру своих сил и возможностей в общественно полезном труде (см. также Всестороннее развитие личности).


Научный коммунизм: Словарь. — М.: Политиздат. . 1983.

Смотреть что такое "Основной принцип коммунизма" в других словарях:

  • Основной принцип социализма — принцип «От каждого  по способностям, каждому  по труду»; выражая особенности распределения материальных и духовных благ в социалистическом обществе, он характеризует вместе с тем природу социализма, господствующие в нем общественные отношения.… …   Научный коммунизм: Словарь

  • Равенство социальное — наличие равных условий и возможностей для свободного развития способностей и удовлетворения потребностей всех членов общества, одинаковое социальное положение людей в обществе, понимаемое, однако, в различные исторические эпохи по разному.… …   Научный коммунизм: Словарь

  • Распределение по потребностям — см. Основной принцип коммунизма. Распределение по труду  см. Основной принцип социализма …   Научный коммунизм: Словарь

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… …   Энциклопедия инвестора

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… …   Большая советская энциклопедия

  • Франция — (France)         Французская Республика (République Française).          I. Общие сведения          Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …   Большая советская энциклопедия

  • КОММУНИЗМ — 1) утопическая концепция, отстаивающая возможность или даже необходимость построения в обозримом будущем совершенного общества, исключающего частную собственность, тяжелый, монотонный труд и неравенство людей; 2) будущее, совершенное в указанных… …   Философская энциклопедия

  • ЛЕНИН — (Ульянов), Владимир Ильич (10(22).IV.1870 21.I.1924) величайший пролетарский революционер и мыслитель, продолжатель дела К. Маркса и Ф. Энгельса, организатор Коммунистич. партии Сов. Союза, основатель Сов. социалистич. гос ва, учитель и вождь… …   Советская историческая энциклопедия

  • Ленин, Владимир Ильич — Ленин В. И. (Ульянов, 1870—1924) — род. в Симбирске 10 (23) апреля 1870 г. Отец его, Илья Николаевич, происходил из мещан гор. Астрахани, лишился отца в возрасте 7 лет и был воспитан старшим братом, Василием Николаевичем, которому и… …   Большая биографическая энциклопедия