«Деидеологизации» теория это:

«Деидеологизации» теория

буржуазная концепция, активно используемая для борьбы с марксистско-ленинской идеологией и для подрыва идейных основ социалистического строя, яркий образец буржуазной партийности. Ее сторонники изображают идеологию в виде ложного, искажающего действительность сознания, служащего той или иной группе лиц для достижения определенных политических целей. По словам одного из авторов этой теории — американского социолога Белла, идеология есть «превращение идей в социальные рычаги», которые приводятся в движение для того, чтобы манипулировать общественным мнением в нужном направлении, т. е. идеологии нет дела до истинности или ложности ее принципов и положений, ее цель — оправдание интересов борющихся сил. Подобные положения используются для отрицания научности идеологии коммунистической под тем предлогом, что никакой научной идеологии якобы вообще нет и быть не может. Если в социалистических странах господствует идеология марксизма, то в западных странах будто бы вообще отсутствует какая-либо господствующая идеология, а есть лишь «чистая» социальная наука (социология, политология и т. п.). Именно она, утверждают сторонники этой концепции, и соответствует эпохе научно-технического прогресса и растущей рационализации всех сторон жизни общества, не оставляющей места для какой-либо идеологии, как пережитка прошлых веков, приводящей к «концу идеологии». Однако надежды буржуазных идеологов на процесс «выветривания» коммунистических убеждений народных масс социалистических стран под воздействием научно-технического прогресса и роста их материального благосостояния, на падение авторитета марксистско-ленинской идеологии не оправдались. Поэтому многие из них вынуждены признать необоснованность своих прогнозов о неуклонно происходящем якобы процессе «деидеологизации». Антикоммунист Джилас, например, назвал «великой иллюзией» ранее выдвинутый им тезис о неизбежности исчезновения марксистско-ленинской идеологии. Ныне все более распространенным становится утверждение о необходимости перехода от «деидеологизации» к «реидеологизации» — выработке всеохватывающей идеологии, которую можно было бы противопоставить марксизму-ленинизму. По словам голландского социолога ван Геека, «теперь, когда в государстве всеобщего благосостояния начинают заявлять о себе кризисные явления, теперь, когда технократическая система показала свою неспособность одержать победу над людьми «изнутри», определенная степень вдохновения, поддержанная сильной идеологией, была бы очень полезной». Выработать идеологию, без которой невозможна успешная деятельность корпораций, призывает орган американских монополий — журнал «Форчун»: «Больше анализа, больше планирования, более широкий взгляд на вещи и лучшая идеология — вот что необходимо для успеха».

Белл вынужден признать, что положение о «конце идеологии» относилось у него не ко всякой идеологии, а только к идеологиям прошлого (к которым он по-прежнему бездоказательно относит и марксизм): «...содержание концепции «конца идеологии» отнюдь не предполагает, что все социальные конфликты завершились и что отныне интеллигенция навсегда отреклась от поисков новой идеологии». Что же понимают под «новой» идеологией наши идейные противники? Какой-либо законченной концепции на этот счет у них нет. Отрицая понимание идеологии как отражения общественного бытия с позиций интересов определенного класса, они пытаются представить «новую», «всеобъемлющую» идеологию как выражение (с помощью абстрактных понятий «свобода», «демократия» и т. п.) общечеловеческих, внеклассовых устремлений, соответствующих «нормальной человеческой природе». Но ссылка на «общечеловеческие интересы», обращение к абстрактным философским, социологическим и другим категориям не могут скрыть того факта, что буржуазия ныне не в состоянии обладать какой-то новой, динамичной, перспективной идеологией, которая могла бы соперничать с марксизмом-ленинизмом, ибо она не способна правильно решать важнейшие проблемы общественного развития, мобилизовать широкие массы на практическое осуществление прогрессивных задач, выдвинутых современной эпохой.


Научный коммунизм: Словарь. — М.: Политиздат. . 1983.

Смотреть что такое "«Деидеологизации» теория" в других словарях:

  • ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ — ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ, один из основных разделов науки о литературе, изучающий природу и общественную функцию литературного творчества и определяющий методологию и методику его анализа. Вопросы, изучаемые Т. л., составляют в основном три цикла:… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Антикоммунизм — основное идейно политическое оружие империализма в его борьбе против сил социализма, демократии и прогресса, против международного рабочего и коммунистического движения (см. Международное коммунистическое движение), против народов, отстаивающих… …   Научный коммунизм: Словарь

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ —         (знания), направление теоретич. и эмпирич. исследований, рассматривающее проблемы социальной природы познания, социально историч. обусловленности знания, познания и сознания, социальные аспекты производства, распространения, использования …   Философская энциклопедия

  • НЕОПОЗИТИВИЗМ — или логический позитивизм (логический эмпиризм) одно из основных направлений философии 20 в., соединяющее основные установки позитивистской философии с широким использованием технического аппарата математической логики. Основные идеи Н. были… …   Философская энциклопедия

  • ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ — концепция, согласно которой в современных обществах уменьшается роль идеологий, вытесняемых формами позитивного знания. Несомненна соотнесенность концепции Д. с традицией позитивизма. Социальной базой Д. является «новый класс» технократов и… …   Философская энциклопедия

  • Идеология — (от Идея и ...Логия)         система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной …   Большая советская энциклопедия

  • Социология познания — (знания)         направление теоретических и эмпирических исследований, рассматривающее проблемы социальной природы познания, социально исторической обусловленности знания, познания и сознания, социальные аспекты производства, распространения,… …   Большая советская энциклопедия

  • ИДЕОЛОГИЯ — понятие, введенное в нач. 19 в. А.Л.К. Дестютом де Траси для обозначения науки, предметом которой должны стать всеобщие законы образования идей. И. как наука о всеобщих и неизменных законах образования идей, их трансформации, влиянии на жизнь… …   Философская энциклопедия

  • БЕЛЛ —         (Bell) Дэниел (р. 1919) амер. политолог, социолог и футуролог. Окончил колледж в Нью Йорке, изучал социологию в Колумбийском ун те. В 1940 60 занимался в основном журналистикой, одновременно преподавал социальную науку в колледже Чикаг.… …   Энциклопедия культурологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»