Борьба за мир

Борьба за мир

самое широкое демократическое движение современности, объединяющее всех людей, осознавших пагубность гонки вооружений, которая создает опасность термоядерной войны и несет угрозу достижениям цивилизации и культуры. Современное движение борцов за мир возникло после горького, трагического опыта второй мировой войны и как ответ на появившуюся в связи с образованием агрессивного блока НАТО (1949) угрозу новой мировой войны.

Со времени I Всемирного конгресса мира (20—25 апреля 1949 г. в Париже и Праге) организованное движение сторонников мира прошло славный путь и превратилось в реальную силу, стабилизирующий фактор мировой политики. Б. з. м. объединяет людей самых различных взглядов и убеждений, входящих в национальные Организации на всех континентах и координирующих свою деятельность через представительство во Всемирном Совете Мира. В президиум ВСМ входят общественные деятели, члены руководства разных политических партий — социалисты, лейбористы, социал-демократы, коммунисты, либералы, христианские демократы, национальные демократы. В состав ВСМ входят и представители различных церквей, деятели науки и культуры. По своему составу, характеру и методам деятельности движение сторонников мира не может являться и не является «инструментом» какого-либо государства или политической партии. Это — единственное в своем роде объединение всех людей доброй воли нашей планеты, защищающее основное право человека — право на жизнь.

Цели этого движения — предотвращение третьей мировой войны, обуздание агрессоров, упрочение дела разрядки, всеобщее и полное разоружение, утверждение в международных Отношениях принципов мирного сосуществования. Б. з. м. неотделима ныне от борьбы за демократию, национальную независимость, социализм. Она предполагает борьбу против фашизма и расизма, за социальную справедливость и прогресс всех народов.

Современная война в условиях накопления и совершенствования средств массового уничтожения может привести к мировой катастрофе. Эта опасность осознается самыми широкими массами. Однако само по себе такое осознание не может изжить войну как политическое и социальное явление. Не гарантирует от войны и так наз. «равновесие страха» перед взаимным уничтожением, о котором пишут некоторые буржуазные идеологи. В классово разделенном мире утопичны и предложения либерально мыслящих ученых о создании некоего мирового правительства по поддержанию международного порядка. Собственно говоря, эти функции могла бы целиком выполнить ООН, если поднять эффективность ее работы, как это предлагают социалистические государства.

Опыт современной истории учит: мир не приходит сам собой, за него надо неустанно бороться; силам мировой войны можно нанести поражение. Эта истина подтверждена неоднократно практикой Б. з. м. после второй мировой войны и особенно в 70‑е гг., когда была существенно отодвинута угроза ракетно-ядерного конфликта. Однако реакционным силам, военно-промышленному комплексу, прежде всего в США, странах НАТО, Израиле, удалось перегруппировать свой ряды и вновь обострить международную обстановку к началу 80‑х гг. Эти действия реакционных сил сторонники мира встретили организованно, с глубоким сознанием правоты и прочности своего дела. Это сознание основывается на том, что с возникновением и развитием социалистического общества, уничтожающего частную собственность, конкуренцию, межклассовые и межнациональные антагонизмы, создаются предпосылки для исключения войны из жизни общества.

В Конституции СССР говорится, что наша страна проводит политику мира, направленную на «предотвращение агрессивных войн, достижение всеобщего и полного разоружения» (ст. 28). Одним из важнейших пунктов такой политики явилось добровольное обязательство СССР не применять первым ядерное оружие.

Конкретная программа Б. з. м., обуздание гонки вооружений, сохранение разрядки, устранение военной угрозы, нависшей над человечеством в 80‑е гг., выработана XXVI съездом КПСС.

Советский Союз и все миролюбивые силы планеты не ослабляют своих усилий в борьбе за мир. За последние годы СССР и страны мирового социалистического содружества не раз выступали с целым рядом мирных инициатив, которые, однако, всячески саботируются силами реакции.

Формы организации и методы деятельности борцов за мир разнообразны и постоянно совершенствуются. Это Всемирный Совет Мира и его многочисленные национальные комитеты, это Фонд мира, пополняемый добровольными взносами лиц и организаций, это ассамблеи борцов за мир на региональной основе, боевые политические манифестации борцов за мир и пикетирование посольств стран-агрессоров. Это марши и вахты мира у военных баз, объявление городов и зон страны свободными от ядерного оружия, направление петиций, протестов и требований в парламенты и правительства, это фестивали молодежи мира и Пагуошское движение ученых и т. д. Ширится социальная база самого движения. Против войны выступают теперь самые различные слои трудящихся. Силы разума, реализма пробивают себе дорогу и среди части бизнесменов, государственных деятелей, военных капиталистических стран. Вместе с тем консолидация миролюбивых сил современности требует активных, целенаправленных действий. В борьбе против военной опасности, маневрирования реакции не должно быть никаких иллюзий, самоуспокоенности.

Организации борцов за мир и разоружение ставят целью превращать растущие повсеместно антивоенные настроения народов, их естественную ненависть к милитаризму, даже страх веред ядерной катастрофой в соответствующие формы активных, целенаправленных действий против конкретных носителей военной опасности — монополий военного бизнеса, реакционных социальных сил и политических группировок, против воинствующих безответственных политиканов, идеологов, журналистов и т. д. Идет постоянная борьба за устранение существующих искусственно подогреваемых среди сторонников мира антикоммунистических предрассудков, расхождений в понимании источников и причин войны, гонки вооружений; преодолеваются изощренные попытки реакции расколоть ряды борцов за мир, толкнуть некоторые их отряды в ложное русло, сбить с толку, раздувая миф о «советской военной угрозе», «советском гегемонизме» и т. д. Многое предстоит сделать, чтобы делу мира служили весь гуманистический потенциал науки и культуры, возможности движения в защиту окружающей среды, пацифистских организаций, религиозных объединений. Весьма сложной остается проблема вытеснения фаталистических взглядов на будущее мира, идей о приемлемости ядерной войны.

Б. з. м. подкрепляется ныне историческим опытом и мощью социализма, уверенностью в том, что фатальной неизбежности мировой войны не существует. Народы мира обрели голос в мировой политике и его не заглушить. «Они способны, — говорил Ю. В. Андропов на ноябрьском (1982) Пленуме ЦК КПСС, — активными и целеустремленными действиями устранить угрозу ядерной войны, сберечь мир, а значит, и жизнь на нашей планете».


Научный коммунизм: Словарь. — М.: Политиздат. . 1983.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Борьба за мир" в других словарях:

  • Супермен 4: Борьба за мир — Superman 4: The Quest for Peace Жанр фантастика Режиссёр Сидни Дж. Фьюри В главных ролях Кристофер Рив …   Википедия

  • Борьба двух социальных систем — классовая борьба двух противоположных мировых социальных систем: социалистической и капиталистической, выражение основного противоречия современной эпохи. В основе ее лежат противоположность общественной и частной собственности на средства… …   Научный коммунизм: Словарь

  • борьба —   , ы, ж.   1. Столкновение противоположных общественных групп, направлений, в котором каждая сторона пытается одержать победу.   ◘ Политическая борьба. Борьба партий. ССРЛЯ, т. 1, 719.   == Беспощадная (бешеная, решительная) борьба.   ◘… …   Толковый словарь языка Совдепии

  • мир — I а, только ед., м. 1) Согласие, отсутствие разногласий, вражды или ссоры. Жить в мире со всеми. [Иов:] Правитель твой, великий государь, незлобия и мудрости исполнен, а наше дело господу молиться о тишине и мире! (А. К. Толстой). Синонимы: лад… …   Популярный словарь русского языка

  • МИР — все сущее; бытие этого сущего, выступающего в определенных областях (напр., «М. природы», «М. физики», «М. культуры», «М. искусства» и т.п.); то, в чем вершится человеческое существование («М. человека» «мы», «они» и т.п.); в экзистенциализме то …   Философская энциклопедия

  • Борьба с инакомыслием в истории русской церкви — Борьба с инакомыслием в истории Русской православной церкви «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 Григорий Григорьевич Мясоедов Содержание 1 В Древней Руси, после принятия христианства …   Википедия

  • Борьба с инакомыслием в истории русской православной церкви — «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 Григорий Григорьевич Мясоедов Содержание 1 В Древней Руси, после принятия христианства …   Википедия

  • Борьба с естествознанием в России — Борьба с инакомыслием в истории Русской православной церкви «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 Григорий Григорьевич Мясоедов Содержание 1 В Древней Руси, после принятия христианства …   Википедия

  • Борьба с инакомыслием в истории Русской православной церкви — «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 Григорий Григорьевич Мясоедов Содержание 1 В Древней Руси, после принятия христианства …   Википедия

  • БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ — (в биологии), фактор, введенный Дарвином в его теорию естественного отбора. Под Б. за с. понимается то состязание или та конкуренция, к рая постоянно идет между разными животными и растениями в их бесконечно сложных отношениях к другим существам… …   Большая медицинская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»